Научная публикация как академическая валюта

Научная публикация – это академическая валюта, и кредитоспособность ученого определяется наличием у него подобной валюты. Без списка солидных публикаций у ученого нет никакого шанса стать профессором в хорошем университете.

Ученый мир имеет свои жесткие правила, и академическая валюта в значительной степени определяет благополучие ученого. Чем больше у человека академической валюты, а еще точнее твердой академической валюты, тем больше в ученом мире он обладает весом и авторитетом.

Твердость академической валюты определяется публикациями в престижных журналах и издательствах. Прежде всего в «refereed» или «peer reviewed» журналах (т.е. в журналах, где все статьи направляются специалистам на анонимное рецензирование) с высоким «impact factor» (то есть фактором влияния). Этот фактор, в свою очередь, измеряется показателями цитирования публикаций того или иного журнала в научных журналах. Иными словами, чем больше цитируют статьи данного журнала, тем больше у него «фактор влияния».

По мнению многих ученых, значение impact factor в оценке научного творчества ученых все больше возрастает. Публикации в журналах с высоким фактором влияния ценятся намного больше, чем публикации в журналах с меньшим фактором влияния или в изданиях, которые не имеют никакого официального impact factor. В некоторых странах, например, в Голландии, профессора получают надбавку к заработной плате, если не только они, но и их аспиранты публикуют статьи в журналах с высоким фактором влияния, и чем больше показатели этого фактора, тем больше и надбавка к зарплате.

В последнее время многие университеты во всем мире поощряют публикации своих сотрудников не только в научных журналах, но и в известных популярных и общественно-политических изданиях, даже в газетах. Сразу после таких публикаций появляются соответствующие информационные сообщения на сайтах университетов. Все это связано с ростом конкуренции между университетами и стремлением вузов привлечь общественное мнение, утвердить публичную репутацию. Тем не менее, подобные публикации не засчитываются в научную копилку ученого.

Другой важный ресурс академической валюты – публикация книги или раздела книги в университетском издательстве или издательством, специализирующимся на академических изданиях (например, Rutledge, Wiley-Blackwell, Springer и т.п.). Дело в том, что на Западе издание книги – дело очень простое: есть коммерческие издательства, которые при соответствующей оплате очень быстро издадут любую книгу в любом количестве. Кроме того, сейчас даже в некоторых книжных магазинах (я сам видел такое недавно) стоят издательские мини-станки, которые могут напечатать и переплести книгу любого прохожего, если тот принесет соответствующий файл и заплатит деньги. Но такие книги, особенно научного плана, никому не нужны, возможно, кроме самого честолюбивого и богатого автора. А вот публикация книги в университетском или в специализированном научном издательстве, особенно в известном издательстве известного университета (например, Oxford University Press, Cambridge University Press, Harvard University Press и т.п.) – это дело сверхсложное и сверхпрестижное. Мне один профессор Оксфордского университета как-то рассказывал, что он издал две книги в Oxford University Press, и оба раза ему пришлось ждать более трех лет после представления рукописи, чтобы книжка вышла в свет. Все это связано с редактированием, рецензированием и прочими редакционно-издательскими делами. И ему, говорил этот профессор, повезло, потому что после многих усилий рукописи его книг были приняты издательством. И это у известного профессора Оксфордского университета!

Наконец, третий источник твердой академической валюты – это публикации в рамках сборников престижных научных конференций. Такие публикации особенно ценятся в определенных науках, например, в computer sciences. В общем, каждый раздел науки имеет свои традиции, предпочтения, приоритеты. Так, историки до сих пор пишут книги и без солидного багажа книжных публикаций историк не сможет сделать себе имя. В некоторых социальных науках, например, в политологии или психологии наряду с книгами, опубликованными в научных издательствах, наиболее престижными считаются статьи в академических журналах с высоким коэффициентом impact factor. А вот основная масса математиков или ученых в области компьютерных наук давно уже не пишут книги – для них важно скорейшая публикация их идей в специализированных журналах, сборниках конференций и онлайновых изданиях, а также в препринтах (т.е. публикация варианта рукописи еще до прохождения всех этапов рецензирования в академическом журнале).

Кто и как оценивает значимость публикаций университетских профессоров? Конечно, администрация университета далека от этого дела. Оценка производится, как правило, специальными комитетами или комиссиями, созданными из числа самих ученых. Иными словами, сами ученые и оценивают значимость трудов своих коллег. При этом различные университеты и комиссии устанавливают свои особые критерии оценки, учитывая вышеизложенные моменты.

Что касается количественных показателей публикаций, то они не имеют особого значения. Во-первых, многие университеты не устанавливают количественных показателей того, сколько статей или книг должен опубликовать профессор за какой-то отрезок времени (хотя в некоторых случаях наличествуют определенные неписаные правила, согласно которым обычный профессор, скажем в области социальных наук, публикует одну статью в год в журнале с достаточно высоким показателем фактора влияния; а если это две такие статьи в год – то, значит, это очень высокий показатель научной производительности). Во-вторых, одна статья в журнале с высоким impact factor оценивается намного выше, чем несколько публикаций в журналах с низким фактором влияния. А как более конкретно это делается – каждая комиссия устанавливает сама.

Leave a comment