Из наблюдений в аэропортах

Социальная стратификация нигде так явственно не проявляется, как в посадке на авиарейсы. Европейские дворянские сословия и индийские касты – это детские игрушки по сравнению с системой дележа людей на классы, принятой в некоторых авиакомпаниях.

Все начинается в регистрации. У пассажиров первого класса,  бизнес класса и экономического класса отдельные коридоры и, разумеется, разные скорости обслуживания.

Дальше – еще круче. При посадке в самолет идет последовательное объявление, приглашающее сначала пассажиров первого класса, затем бизнес класса, далее обладателей всякого рода «золотых», «серебряных», «бронзовых» билетов или талонов или еще чего-то, членов каких-то клубов и прочих привилегированных пассажирских сословий. Эконом класс? Пусть подождет, до них, конечно, тоже дойдет очередь. Наконец… Нет, пусть сначала пассажиры эконом+ войдут. Нет, по красной дорожке проходят лишь члены высшей касты, т.е. счастливые обладатели билетов первого класса. А остальные пусть ступают рядом.

Наконец, кульминация пассажирской сословности наступает в самом самолете. У одних широкое кожаное кресло, которое можно превратить и в кровать, чтобы поспать, а у других впереди настолько малое пространство, что впереди сидящие все время чувствуют, как их колена подпирают узкое кресло, на котором они сидят. Первым предлагают не только прохладительные напитки, но и коньяк и шампанское, а вторым – кончено прохладительные напитки.

Я понимаю, что авиаперевозка – это бизнес, и авиакомпании делают деньги, предлагая лучшие условия обслуживания и полета людям, которые готовые платить за это. Мне просто интересно за всем этим наблюдать как человеку, изучающему социальное поведение людей, иерархические и властные отношения в обществе. Аэропорт – одно из лучших мест для таких наблюдений.

Но одна вещь не может не радовать: при прохождении зоны безопасности социальная стратификация пассажиров стирается напрочь: одинаково проверяют всех – пассажиров и первого, и последнего классов. Думаю, такому равенству рады и те, и другие. Увы, временному равенству.

Leave a comment