В конце девяностых годов прошлого века в составе ознакомительной группы я посетил в Хельсинки штаб-квартиру компании «Нокиа», тогда мирового лидера в производстве мобильных телефонов. В то время, конечно, ее модели были еще довольно примитивными по сравнению с нынешними.
Нас пригласили на обед, рядом со мной оказался один из ответственных работников компании.
– А вы не думаете сделать такой телефон, который вобрал бы в себя функции телевизора, видеокамеры, видеомагнитофона и компьютера? — спросил я у него, чтобы завязать беседу.
Вижу, он как-то встрепенулся. Положил вилку и нож, внимательно посмотрел на меня и тихо произнес:
– Вы занимаетесь этой проблемой?
Я далек от техники, и прежде никогда не задумывался ни об устройстве и переустройстве телефонов, ни тем более о создании каких-то новых моделей. Но ведь надо же было о чем-то разговаривать с соседом по столу.
– Да что вы! — возразил я. — Перед вами сугубо гуманитарный человек, не имеющий никакого отношения к конструированию мобильных телефонов.
Он, похоже, не поверил, и начал спрашивать, что я думаю об оптимальных параметрах видеоразрешения на дисплее мобильных телефонов, об использовании тех или иных компьютерных программ и т.п. Я уверял его, что ничего не смыслю во всех этих делах.
Ближе к окончанию обеда мой собеседник извинился и кудато вышел. Вернувшись, он сказал, что хотел бы серьезно поговорить со мной.
– Пожалуйста, но еще раз заверяю вас, что в технике ничего не смыслю, — предупредил я, гадая, что за «серьезный» разговор у нас может быть.
– Мы хотели бы предложить вам сотрудничество, — неожиданно сказал собеседник. Увидев мое удивление, добавил: — Вполне легальное сотрудничество в сфере разработки мобильных телефонов нового поколения.
– Но я же сказал, что профан в этой области, — опять возразил я, не понимая причин такого интереса ко мне.
Будто не слыша, он продолжал:
– Мы можем заключить контракт с вами в качестве консультанта.
Мне это уже надоело.
– Слушайте, я вам серьезно говорю, что вы обращаетесь не по адресу. Давайте поговорим о чем-нибудь еще. Ну, например… о возможностях подключения мобильного телефона к Интернету, — почему-то опять разыгралась моя фантазия.
Собеседник вытаращил глаза и вновь тихо произнес:
– Нет, вы точно занимаетесь новым поколением мобильников!
Я уже не стал возражать: он бы все равно не поверил. Не знаю, насколько тогда разработчики приблизились к созданию нынешних мобильных телефонов-компьютеров, с помощью которых можно бороздить Всемирную паутину и обмениваться электронными сообщениями, фотографировать и снимать видеофильмы, смотреть видеозаписи и даже телепередачи. Возможно, эти идеи уже обсуждались или лежали на поверхности. Мне трудно судить, поскольку я никогда не интересовался этими вопросами. Но думаю, что правильно сделал, отказавшись от перспектив консалтинговой работы для «Нокиа»: ведь согласившись, я все равно не стал бы профессионалом в этой области, но уже перестал бы быть дилетантом. А настоящие открытия совершают или истинные профессионалы, или подлинные дилетанты.
С и т у а ц и о н н о е о з а р е н и е: нет открытия без открытия этого открытия.
Из книги: Алишер Файзуллаев. «Как держава с державой: политика межличностных отношений». М: Смысл, 2011, с. 159-160.