Свой первый курс по переговорам я прочитал в Университете мировой экономики и дипломатии в 1993 году. То есть ровно 30 лет назад! Занимаясь переговорами как теоретик и практик на протяжении 30 лет, я вижу, что за это время область переговоров стала самостоятельной и важной областью знания. Причем знания, которое имеет как теоретическое, так и практическое значение. Появились многие важные книги и другие публикации в области переговоров, переговорные концепции, журналы, исследовательские центры, профессиональные ассоциации и сообщества, независимые и университетские учебные и тренинговые программы, курсы в бизнес-школах и дипломатических академиях, подкасты и передачи на YouTube. Главное, произошло осознание того, что переговоры – это важнейшая часть функционирования любого общества, государства, правительственной и неправительственной организации, компании, группы и индивида.
Но переговорная теория, как любая другая теория, имеющая непосредственную связь с человеческой практикой (теория среднего уровня), нуждается в метатеории, то есть в теории более высокого порядка, которая способна дать ответы на фундаментальные вопросы, связанные с переговорами. Пока, насколько я вижу, мало исследований переговоров с точки зрения теорий более высокого порядка. Думаю, мы к этому придем. Пока, как мне представляется, теория игр дает наилучшее методологический фрейм для осмысления переговорных идей и концепций. Теория игр дает хорошие возможности взглянуть на переговорный процесс с точки зрения более обобщенных категорий, в частности, стратегического взаимодействия. Теория игр не может заменить переговорные теории и концепции, но она дает определенную методологическую перспективу в анализе переговоров, которая способна упорядочить наши представления о переговорах. Одна из вещей, что случилось со мной на протяжении моего 30-летнего изучения переговоров – это мой сдвиг в сторону привлечения теории игр в понимании и преподавании переговоров.
Первое поколение переговорных теоретиков сделало огромную и революционную работу, открыв и популяризировав это направление. Второе поколение продвинулось вглубь, открыв многие новые возможности в переговорной игре. Третье поколение, которое сейчас активно, в основном сосредоточилось на частных моментах, деталях, что тоже весьма важно. Оно испытывает определенные трудности в создании более широкой картины, поскольку многие большие открытия уже сделаны, важные понятия созданы, но пока, возможно, не накоплен достаточный ресурс для следующего прорыва. Но думаю, что следующий прорыв в изучении переговоров наступит, и, возможно, это будет связано с созданием переговорной метатеории. Только не знаю, сделают ли это представители третьего или следующего, то есть четвертого поколения исследователей переговоров. Надеюсь, это будет скорее раньше, чем позже.