В этом году Чингизу Торекуловичу Айтматову исполнилось бы 90. Мы с ним очень дружили, тесно общались на протяжении 3,5 лет, когда я работал в Брюсселе (1995-1998). Он тогда тоже работал в Брюсселе, и, надо сказать, у него было исключительное положение, достойное внесения в книгу рекордов Гиннеса. Дело в том, что Чингиз Торекулович сначала был послом СССР в Люксембурге, а затем, после развала Союза, стал посолом России в Люксембурге, и, наконец, послом Кыргызстана в Люксембурге (а также в Бельгии, Голландии, НАТО и ЕС). Нередко можно видеть, как один человек является послом одной страны в нескольких государствах (последовательно или одновременно). Но я не знаю другого случая, чтобы один человек был послом трех стран в одном государстве. Это был только Чингиз Айтматов.
И после Брюсселя мы сохранили теплые отношения, он потом приезжал ко мне в Лондон, а также был у нас дома в Ташкенте. Мы созванивались и по телефону. Как-нибудь я более подробно напишу о нем, о его личности. Здесь хочу лишь отметить, что Чингиз ака был мудрым, душевным и обаятельным человеком. У него были хорошие отношения со многими писателями, поэтами и кинорежиссерами из Узбекистана, здесь его очень ценили и любили (и до сих пор). И он относился с большой теплотой к Узбекистану и хотел, чтобы между всеми странами Центральной Азии были тесные и дружеские отношения.
Хочу вспомнить одну деталь, чтобы немного охарактеризовать его своеобразную, яркую личность. Он очень любил животных, особенно лошадей. И как-то показал мне иллюстрированную книгу одного автора, посвященную лошадям в произведениях Чингиза Айтматова. Целая книга о том, как писал Айтматов о лошадях! И художественные рисунки айтматовских лошадей. Оказывается, лошади присутствовали почти во всех романах и рассказах Айтматова, и он их описывал с любовью и мастерством. Также великолепно описывал он и других животных, которых он хорошо знал еще с детства (родился и вырос он в селе). Словом, будучи знаменитым на весь мир писателем и известным дипломатом, он сохранил тесную душевную связь с природой Кыргызстана. И это придавало ему душевную силу.
На фотографии: Чингиз Айтматов, я и мои сыновья (1996).